Поместили как-то в клетку 10 обезьян… И повесили им банан.
Акт 1. Обезьяны, не долго думая, решили его съесть. Тот, кто оказался попроворнее, да и соображал побыстрее, полез по прутьям наверх. В этот момент оставшихся 9 обезьян окатили мощной струей холодной воды из пожарного брандспойта. Повесили новый банан. Опять одна полезла, а остальных окатили водой. Им это не понравилось, и они ради справедливости решили “надавать по шеям” той, что полезла. Повесили снова. Сидят. Наконец, одна полезла, остальных окатили, и первая получила от остальных. Так повторяли до тех пор, пока не оказалось, что как только одна обезьяна начинает лезть, ее собратья по несчатью, не дожидаясь получить струей, тут же ее снимают и мутузят.
Акт 2. Одну обезьяну вытащили из клетки, а вместо нее посадили новую. Повесили банан. Новая радостно за ним полезла. Ее сняли и отмутузили. Она очухалась, снова за бананом — та же история. В итоге, все сидят, за бананом никто не лезет. Вторую обезьяну поменяли на новую. Вторая новая обезьяна вскоре тоже прекратила какие-либо попытки слопать банан, причем, первая новая активно принимала участие “в воспитании”. Так меняли одну за одной.
И вот картина. Сидят в клетке 10 обезьян. Висит банан. За бананом никто не лезет. Как только одна не выдерживает, ее тут же снимают и дружно мутузят все ее собратья. ПРИ ЭТОМ НИ ОДНА ИЗ НИХ ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЕТ “ПОЧЕМУ?”